Пятница, 26.04.2024, 21:59
Приветствую Вас, Гость

02:36
Каким образом и когда стоит учить музыке ребенка?

Учить или не учить? Пожалуй, нет таких родителей, которые не мечтали бы обучать своего ребенка музыке. Малыш еще только делает первые шаги, а мы уже представляем его стоящим на сцене с крохотной скрипочкой в руках... А уж если у малютки явно есть музыкальные способности, судьба его, как правило, предрешена: как только кроха сможет дотянуться до рояля, его обязательно отдадут "на музыку".

        И все же не торопитесь. Беда большинства российских музыкальных школ - ранний профессионализм. Сюда и поступить-то непросто: малышам необходимо пройти суровый конкурсный отбор, который и сам по себе, независимо от результата, может стать для ранимого ребенка тяжелой психологической травмой. Будьте готовы к тому, что в течение многих лет малышу придется по три-четыре раза в неделю ходить на занятия, ежедневно не менее часа проводить за инструментом, заниматься и во время каникул. Готовы ли вы к этому? Хватит ли у вас на это терпения и сил? Ведь ответственность за домашние занятия малыша ляжет на ваши плечи, и даже если ваш кроха - будущий Моцарт, ему далеко не каждый день будет хотеться сидеть за гаммами.

      Если же ваше чадо не обладает выдающимися способностями, учеба в музыкальной школе будет для него тяжелой нагрузкой. Не оказавшись среди лидеров, блистающих на отчетных концертах, малыш совершенно незаслуженно будет чувствовать себя неудачником. Хотя занятия в музыкальной школе практически бесплатны, через некоторое время может обнаружиться, что вашему малышу необходимо заниматься дополнительно, а это уже весьма ощутимые затраты. Если же ребенок действительно талантлив, его способности могут начать нещадно эксплуатировать, а жизнь превратится в бесконечную череду репетиции, конкурсов и фестивалей, в ней не останется времени для других, не менее важных и интересных дел.

       Так что же, вообще не учить ребенка музыке? - спросите вы. Конечно же, учить. Но ведь большинство из нас не являются профессиональными исполнителями, и наша задача - научить малыша любить музыку. А водя ребенка из-под палки в ненавистную "музыкалку", мы можем добиться прямо противоположного эффекта.

       Есть множество способов научить малыша наслаждаться музыкой, чувствовать ее, помочь ему овладеть инструментом, выучить нотную грамоту, развить его слух и чувство ритма. Сегодня специалисты рекомендуют начинать занятия музыкой еще до рождения. Причем доступно это абсолютно всем: нужно просто чаще слушать хорошую музыку. Чтобы крохе было лучше слышно, положите себе на животик плеер с наушниками. Выглядеть вы будете очень забавно, но скоро привыкнете. Музыкальные пристрастия беременной женщины так же причудливы, как и вкусовые: то потянет на органные концерты Генделя, а то возникнет острая необходимость срочно услышать джазовые композиции Дюка Эллингтона или душа потребует французского шансона. Не забывайте и о музыке для детей. Прекрасные серии кассет "Волшебные голоса природы", "Музыка малышам", сборники потешек и детских песенок подойдут и для будущей мамочки.

     Можно купить и слушать кассеты Сергея Железнова "Музыка с мамой". Поставьте кассету с простыми детскими песенками или напевайте их сами и легонько похлопывайте себя в такт по животику; скоро вы почувствуете, что кроха отвечает вам, дрыгая ножками и ручками. Такие игры помогут установить контакт с малышом еще до рождения, а для него станут к тому же и отличной гимнастикой (конечно, если есть угроза прерывания беременности, стоит повременить с подобными развлечениями и обязательно посоветоваться с врачом). Когда малютка появится на свет, старайтесь, чтобы в его детской почаще звучала музыка. Когда ребеночек спит, его мозг продолжает работать, и колыбельные, нежные концерты для скрипки, флейты или клавесина, возвышенная органная музыка навсегда сохранятся в его памяти. Даже если медведь отдавил вам оба уха еще в детстве, не стесняйтесь петь крохе сами.

    Не так уж сложно разучить несколько детских песенок: живой и любимый мамин голос для малыша полезнее любого, даже самого высокопрофессионального исполнения.Можно также придумать собственные песенки или напевать крохе свои любимые стихи. Пусть малыш слушает, как занимаются музыкой старшие дети, а если мама и папа споют под гитару туристские песни своей юности, будет вообще замечательно. Если вы занимаетесь со своим малюткой динамической гимнастикой, включите подходящую ритмичную музыку, и несложные упражнения превратятся в настоящий акробатический рок-н-ролл.

     Можно подобрать специальные массажные, купальные и обеденные кассеты.Покупайте музыкальные сказки, детские переложения известных опер (есть такие кассеты, где рассказывается сама сказка, например о царе Салтане, и исполняются наиболее известные арии) Когда ребенку исполнится два года, вы можете понемногу учить его основам музыки. Во всем мире очень популярна система японского педагога Судзуки.

     По его методике детей знакомят с игрой на музыкальных инструментах с полутора-двух лет. Обычно в специальных группах детей учат играть на скрипке, но есть разработки для виолончели, фортепьяно и флейты. Если вы не знаете ни одной ноты, да и со слухом у вас неважно, не расстраивайтесь: слух прекрасно развивается, а учиться вы будете вместе с малышом. Система Судзуки как раз и основана на том, что родители сначала учатся сами, а потом учат детей. Попробуйте сами увлечься каким-нибудь инструментом (если у вас в доме нет никакого музыкального инструмента, проще и дешевле всего, наверное, купить флейту или маленький синтезатор). И когда у вашего малыша возникнет непреодолимое желание присоединиться к вам, дайте и ему флейточку. Педагоги-классики считают, что недостатком этой системы является то. что детям "не ставят руки" и они привыкают играть неправильно. Но если вы не планируете, чтобы ребенок занимался музыкой профессионально, это неважно. Ну а если он захочет продолжать занятия, руки можно будет и "переставить" или перейти с возрастом на другой инструмент. К сожалению, система Судзуки имеет у нас пока еще мало сторонников и найти подобную группу или школу довольно трудно, а в более консервативные коллективы малыша вряд ли примут раньше четырех лет. Поэтому придется обходиться собственными силами.

      Ну что ж, создайте свою оригинальную методику. Замечательно, если у вас дома есть пианино. Еще лучше подойдет вышеупомянутый синтезатор: он занимает совсем мало места, и его можно поставить так, чтобы малыш мог легко до него дотянуться. Если настоящего инструмента нет, купите обыкновенный ксилофон. На каждую клавишу наклейте кружок соответствующего цвета (до - красный, ре оранжевый, ми - желтый и т.д.). На карточках нарисуйте ноты тех же цветов. Пойте малышу ноты и играйте их на инструменте, показывая эти карточки. Когда кроха немного освоится, на таких же карточках напишите ноту и под ней односложное слово или, если малыш еще не умеет читать, нарисуйте подходящую картинку (к примеру, до - кот, си мышь и т.д.). Потом можно будет писать слова из нескольких слогов и соответственно несколько нот (зайка - ми-ре, солнышко - соль-фа-фа). Поняв механизм превращения звуков в ноты, ребенок скорее освоит нотную грамоту, научится петь и играть с листа.

       Если вы все же решили отдать малыша в музыкальную школу, прислушайтесь к нашим рекомендациям. Не стремитесь поступить в школу как можно раньше. Программа рассчитана на детей школьного возраста, и, как бы ни был развит и талантлив ваш малыш, он всегда будет отставать от более старших одноклассников, переутомляться и в конечном счете учиться хуже, чем мог бы. Пяти-шестилетних детей принимают в подготовительный класс, и это - самое подходящее время для начала систематических занятий музыкой. Правда, при многих школах есть платные дошкольные отделения, где с самыми маленькими занимаются пением, ритмикой, игрой на шумовых инструментах. Незачем пытаться обязательно попасть в класс фортепьяно (туда очень высокий конкурс), есть масса инструментов, на которых ничуть не менее интересно играть: и скрипка, и виолончель, и флейта, и арфа. и кларнет. Если во время прослушивания вам посоветуют, На каком инструменте лучше играть малышу, прислушайтесь к этим рекомендациям. Как правило, учитываются и музыкальные данные, и анатомические особенности ребенка. Тому, у кого крупные руки, предложат трать на виолончели, а крошке - на флейте-пикколо. Если у ребенка абсолютный слух, он может играть на скрипке, если способности похуже - на гитаре или кларнете Очень серьезно подойдите к выбору педагога. С этим человеком вашему чаду предстоит общаться один на один несколько лет. Если педагог повышает на малыша голос или абсолютно к нему равнодушен, если вы чувствуете, что ребенок не справляется с требованиями учителя или явно скучает на его уроках и способен на большее, вообще, если вас что-то не устраивает, не стесняйтесь обратиться к администрации школы с просьбой поменять педагога. Возможно. ваш сын просто слишком резв для пожилой элегантной дамы и ему больше подойдет веселый и умелый педагог-мужчина. А ваша дочка, быть может, мечтает учиться не у суховатой старой девы. а у прелестной молодой девушки?

     Перед тем как поступить в музыкальную школу, проконсультируйтесь с врачом. Для занятии на некоторых инструментах существуют противопоказания; на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, на скрипке - при сколиозе и сильном плоскостопии. И проверьте зрение малыша: даже при незначительном дефекте у крохи от чтения нот будут уставать глазки. Могут начаться головные боли. Занятия музыкой не должны нарушать режим дня малыша, мешать прогулкам, занятиям спортом и полноценному общению со сверстниками. Не сравнивайте успехи малыша с достижениями других детей, попросите педагога не делать этого. Не требуйте от крохи большего, чем он может. Но и не делайте далеко идущих выводов из его побед: "пятерка" на экзамене во втором классе еще не повод делать из ребенка профессионального музыканта. Как бы ни было трудно, постарайтесь не раздражаться, занимаясь с малышом дома. Занятия теряют всякий смысл, если ежедневно сопровождаются слезами и наказаниями. Во всяком случае еще никого не удалось заставить любить музыку таким способом. Когда потребуются регулярные тренировки дома, заранее оговорите с ребенком, в какие часы и как долго он будет заниматься. Минут за десять-пятнадцать предупредите малыша, что скоро пора начинать. Даже если вы разбираетесь в музыке, постарайтесь свести контроль к необходимому минимуму. Если вас попросят о помощи - помогите, а если ребенок хочет заниматься самостоятельно, не мешайте. Возможно, так он добьется больших успехов, даже если поначалу будет двигаться вперед не так быстро, как под вашим руководством.

     Ну а если ваш малыш категорически отказался ходить в музыкальную школу или вы почувствовали, что занятия не доставляют ему никакого удовольствия, да и успехов особых не видно, не делайте из этого трагедии. Деликатно предложите крохе попробовать заняться чем-нибудь другим. Может быть, через год-два он сам вернется к занятиям. Но даже если ребенок больше никогда не сядет за инструмент, не беда. Зато он навсегда запомнит, что вы поняли его и с уважением отнеслись к его решению. Ну а любить и понимать музыку могут и те, кто не умеет играть на рояле.

Категория: Страничка музыкального работника | Просмотров: 372 | Добавил: МДОУдс120 | Рейтинг: 0.0/0