Среда, 18.12.2024, 14:46
Приветствую Вас, Гость

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка младшего дошкольного возраста

(консультация для воспитателей и родителей)

 

3 года - может вести себя некоторое время нормально (хорошо):

· способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;

· может помогать взрослым;

· может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других;

· допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.

Нормальное (плохое) поведение:

· не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми;

· не хочет заботиться о других;

· эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;

· истерики, слезы, крик.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

 

· говорите малышу о своей любви к нему как можно чаще;

· целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности;

· избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле;

· терпеливо демонстрируйте культурные формы отношений в ответ на агрессию ребенка;

· сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка среднего дошкольного возраста

 

4 года - ведет себя нормально (хорошо) более продолжительное время:

· способен к сотрудничеству со сверстниками;

· может соблюдать правила очередности;

· может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.

Нормальное (плохое) поведение:

напоминает поведение ребенка более младшего возраста - временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.

 

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

· проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша;

· не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил;

· отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общению в случаях попыток малыша наладить с вами отношения;

· позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

 

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка старшего дошкольного возраста

 

5 лет - ведет себя нормально (хорошо) в течение всего времени пребывания в ДОУ:

· соблюдает распорядок дня;

· может ориентироваться во времени по часам;

· лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помотать им в этом.

· разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

· бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом;

· ябедничает на сверстников.

 

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

 

· не обещайте ребенку того, чего вы не сможете выполнить наверняка;

· не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников;

· обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать свое отношение к самому поступку, сохранив хорошее отношение к провинившемуся;

· внимательно выслушивайте претензии ребенка к вам - они могут быть справедливыми.

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка старшего дошкольного возраста

6 лет - теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

 

· способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;

· удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

· начинает осознавать свои переживания;

· активно интересуется отношением окружающих к себе;

· претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Нормальное (плохое) поведение:

· лжет в целях самозащиты;

· непоседлив и возбудим;

· продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже;

· допускает небрежность в выполнении монотонных операций.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

 

· будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях;

· давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом;

· жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много;

· выполняйте монотонные операции вместе с ребенком - достаточно просто вашего присутствия рядом.

 

Трудности адаптационного периода

Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физичес­ком здоровье ребенка. Особенно уязвимым для адаптации являет­ся ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребе­нок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению прохо­дит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Измене­ние условий жизни и необходимость выработки новых форм пове­дения требуют и от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и ро­дители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

 

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к наруше­нию эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного пери­ода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или за­торможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отталкивает их, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот пери­од во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флег­матическим темпераментом, как правило, ведут себя заторможенно, а холерики, наоборот, излишне возбужденно. В любом случае соци­альные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а ино­гда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие ска­зывается на сне и аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.

Меняется и активность ребенка по отношению к предметному ми­ру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему сни­жается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятель­ством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергает­ся риску инфицирования различными заболеваниями, нарушает ре­активность организма, приводит к частым болезням.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, сред­нюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являют­ся сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Легкая адаптация длится 1—2 недели. У ребенка постепенно нор­мализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состоя­ние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не на­рушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу второй-третьей недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не воз­никает.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длит­ся дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30—40 дней. Настроение неустойчиво, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти измене­ния длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функци­ональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, усиление проявления экссудативного диатеза1. Осо­бенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной ин­фекции.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тя­желой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, од­но заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подрываются и уже не выполняют свою роль — не предо­храняют его от инфекций. Это неблагоприятно сказывается на физи­ческом и психическом развитии малыша. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода — неадекватное поведение ре­бенка, которое настолько ярко выражено, что граничит с невротиче­ским состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может воз­никнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон его чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, из­бегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состо­яния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Тем­пы его развития замедляются по всем направлениям.

 

Для более успешной адаптации необходимо подготовить ребенка постепенно. Это и частые посещения игровой площадки детского сада, прогулка по коридорам, просмотр и обсуждение ярких фотографий в фотоальбоме группы и т.п. Важно  — заинтересовать малыша новой для него си­туацией, вызвать у него желание еще раз прийти в ясли; предупре­дить возникновение страха перед посторонними людьми и в незна­комой обстановке. Самое главное – родители и воспитатели должны доверять друг другу, вырабатывать совместные шаги, подходы к более легкой адаптации ребенка к новым условиям жизни.

Перед поступлением ребенка в ясли родителям и воспитателям  следует обсудить следующие вопросы.

•    Каков распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся режим­ные процедуры? Воспитатель должен поинтересоваться, как ребе­нок пользуется туалетом, как засыпает и просыпается, в какое вре­мя лучше спит, умеет ли есть сам, какую пишу предпочитает, есть ли в семье ритуалы, связанные с режимными моментами (напри­мер, поют ли ребенку песенку перед сном). Педагог должен также познакомить родителей с распорядком дня в яслях, согласовать его с распорядком дня, принятым в семье. Полученную информацию следует учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

•    Какой тип общения предпочитает малыш? Если выяснится, что ребенок предпочитает только эмоциональное общение со взрослыми, нужно посоветовать родителям побольше играть с ним в игры с пред­метами, сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в обще­нии, поддерживая любознательность.

•    Стремится ли ребенок к самостоятельности в игре? Если ребе­нок не может сам себя занять, на это нужно обратить внимание близ­ких. Организуя совместные игры, им следует стимулировать самосто­ятельную игру ребенка. Например, собирая вместе с ним пирамидку, можно предложить ему самостоятельно закончить сборку, а кормя с малышом куклу, попросить его от имени куклы причесать ее или ис­купать в ванночке. Периоды совместной игры должны чередоваться с периодами самостоятельных занятий ребенка.

•    Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслужива­нии и в ходе режимных процедур? Если ребенок привык к тому, что за него все делают взрослые, родителям необходимо поощ­рять любое стремление малыша сделать что-то самостоятельно, под­держивать его желание самостоятельно есть, одеваться и пр. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яс­лях! Одни сидят и безучастно ждут, когда воспитатель начнет оде­вать их, а другие без всяких приглашений пытаются одеваться са­мостоятельно. Такую же картину можно наблюдать и за столом, и на игровой площадке. Общая пассивность ребенка, постоянное ожи­дание того, что взрослые накормят, оденут, приласкают его, поиг­рают с ним не должны остаться вне поля зрения родителей и вос­питателей.

•    Как ребенок относится к посторонним взрослым? Если ребенок пугается их, плачет, пытается спрятаться за маму, отказывается от об­щения с ними, можно посоветовать родителям расширить круг обще­ния малыша. Лучше заранее подготовить его к встрече с новыми людь­ми, для чего можно приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям. Расширение круга общения в домашней об­становке будет воспитывать в ребенке доверие к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее и лучше привыкнуть к новому ок­ружению в яслях.

•    Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников? Если малыш испытывает труд­ности в этой сфере, родителям следует почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по от­ношению друг к другу, организовывать несложные игры, помогая на­лаживать совместную деятельность и улаживая конфликты.

В случае, если ребенок испытывает значительные трудности во всех сферах, лучше всего посоветовать родителям повременить с поступ­лением ребенка в дошкольное учреждение и в течение нескольких ме­сяцев уделить специальное внимание его развитию по данным на­правлениям.

 
 

 

ДЕТСКИЕ ССОРЫ

Вы никак не можете понять, с чего все начинается. Вроде бы только что эти милые создания играли в одни и те же игрушки, смеялись, прыгали, веселились и так нежно общались друг с другом, что казались самыми лучшими друзьями на свете. И вдруг - слезы и крик на весь дом. В одно мгновение дружба исчезла без следа, и перед вами предстали вопящие и сопящие чада, которые не хотят ничего слушать, а только мечтают о том, чтобы побольнее ударить по носу лучшего друга или ущипнуть за щечку подружку.

Вам приходится приложить немало усилий, чтобы растащить разъяренных детишек в разные стороны и удержать их от дальнейшего выяснения отношений (к своему ужасу, вы понимаете, что им страшно хочется додраться, докусаться и доцарапаться). Естественно, вслед за этим вы переводите дух и делаете вывод, что в этой компании вам уже не придется приятно провести время. Но... не проходит и нескольких минут, как непримиримые враги снова начинают играть вместе и щебетать как ни в чем не бывало. Зачастую в таких ситуациях взрослые чувствуют себя задетыми: ведь только что они были напуганы и озадачены бурным поведением детей, отнеслись к ссоре серьезно, а оказалось, что эта вспышка яйца выеденного не стоит!

Так нужно ли обращать на нее внимание, тратить силы и терять нервы? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, поскольку ссоры бывают разными.

 

Несомненная выгода

Ссоры между детьми могут быть продолжительными и утомительными как для самих малышей, так и для окружающих их взрослых, но настоящая враждебность присутствует в них далеко не всегда. Обычно детские конфликты быстро привлекают внимание взрослых, и поэтому малыши часто неосознанно пользуются ими для того, чтобы что-нибудь получить от взрослых.

·  Я не могу выйти из квартиры даже на минуту – мои сыновья сразу же начинают ссориться! – жалуется Марина. Я так боюсь оставить их одних, даже не знаю, что делать. Наверное, придется сидеть дома и отложить все свои дела на потом». Попробуем разобраться в этой ситуации. Сыновья Марины (которые не могут прожить без нее и секунды) с удовольствием занимаются своими делами, когда она бывает дома, и чаще всего не вовлекают ее в свои игры.

Получается, что ссоры им «нужны» только для того, чтобы продемонстрировать, что без помощи мамы они не справляются со своими отношениями. В результате малыши добиваются своего: мама полностью оказывается в их распоряжении.

·  Мои дочери замечательно ведут себя со всеми взрослыми, - рассказывает Лена, - но как только они остаются со мной, начинается настоящее светопреставление! Они ни в чем не уступают друг другу, и чем больше я пытаюсь их помирить, тем больше они ссорятся. Девочки как будто раздирают меня на части: каждая из них тянет в свою сторону, доказывая, что она хорошая, а другая плохая. Я чувствую себя никчемной матерью и боюсь, что у моих дочерей сложатся плохие отношения друг с другом». Вам не кажется, что в этой ситуации девочки пытаются выяснить отношения с мамо