Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка младшего дошкольного возраста(консультация для воспитателей и родителей)3 года - может вести себя некоторое время нормально (хорошо):· способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры; · может помогать взрослым; · может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других; · допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых. Нормальное (плохое) поведение:· не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми; · не хочет заботиться о других; · эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным; · истерики, слезы, крик. Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:· говорите малышу о своей любви к нему как можно чаще; · целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности; · избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле; · терпеливо демонстрируйте культурные формы отношений в ответ на агрессию ребенка; · сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности. Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка среднего дошкольного возраста4 года - ведет себя нормально (хорошо) более продолжительное время:· способен к сотрудничеству со сверстниками; · может соблюдать правила очередности; · может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным. Нормальное (плохое) поведение:напоминает поведение ребенка более младшего возраста - временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.
Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:· проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша; · не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил; · отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общению в случаях попыток малыша наладить с вами отношения; · позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно. Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка старшего дошкольного возраста5 лет - ведет себя нормально (хорошо) в течение всего времени пребывания в ДОУ:· соблюдает распорядок дня; · может ориентироваться во времени по часам; · лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помотать им в этом. · разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил; · бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом; · ябедничает на сверстников.
Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:· не обещайте ребенку того, чего вы не сможете выполнить наверняка; · не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников; · обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать свое отношение к самому поступку, сохранив хорошее отношение к провинившемуся; · внимательно выслушивайте претензии ребенка к вам - они могут быть справедливыми. Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка старшего дошкольного возраста6 лет - теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:· способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям; · удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели; · начинает осознавать свои переживания; · активно интересуется отношением окружающих к себе; · претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве. Нормальное (плохое) поведение:· лжет в целях самозащиты; · непоседлив и возбудим; · продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже; · допускает небрежность в выполнении монотонных операций. Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:· будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях; · давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом; · жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много; · выполняйте монотонные операции вместе с ребенком - достаточно просто вашего присутствия рядом.
Трудности адаптационного периода Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье ребенка. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отталкивает их, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом, как правило, ведут себя заторможенно, а холерики, наоборот, излишне возбужденно. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне и аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования различными заболеваниями, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Легкая адаптация длится 1—2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу второй-третьей недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30—40 дней. Настроение неустойчиво, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, усиление проявления экссудативного диатеза1. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции. Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подрываются и уже не выполняют свою роль — не предохраняют его от инфекций. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода — неадекватное поведение ребенка, которое настолько ярко выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон его чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям.
Для более успешной адаптации необходимо подготовить ребенка постепенно. Это и частые посещения игровой площадки детского сада, прогулка по коридорам, просмотр и обсуждение ярких фотографий в фотоальбоме группы и т.п. Важно — заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в ясли; предупредить возникновение страха перед посторонними людьми и в незнакомой обстановке. Самое главное – родители и воспитатели должны доверять друг другу, вырабатывать совместные шаги, подходы к более легкой адаптации ребенка к новым условиям жизни. Перед поступлением ребенка в ясли родителям и воспитателям следует обсудить следующие вопросы. • Каков распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся режимные процедуры? Воспитатель должен поинтересоваться, как ребенок пользуется туалетом, как засыпает и просыпается, в какое время лучше спит, умеет ли есть сам, какую пишу предпочитает, есть ли в семье ритуалы, связанные с режимными моментами (например, поют ли ребенку песенку перед сном). Педагог должен также познакомить родителей с распорядком дня в яслях, согласовать его с распорядком дня, принятым в семье. Полученную информацию следует учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком. • Какой тип общения предпочитает малыш? Если выяснится, что ребенок предпочитает только эмоциональное общение со взрослыми, нужно посоветовать родителям побольше играть с ним в игры с предметами, сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая любознательность. • Стремится ли ребенок к самостоятельности в игре? Если ребенок не может сам себя занять, на это нужно обратить внимание близких. Организуя совместные игры, им следует стимулировать самостоятельную игру ребенка. Например, собирая вместе с ним пирамидку, можно предложить ему самостоятельно закончить сборку, а кормя с малышом куклу, попросить его от имени куклы причесать ее или искупать в ванночке. Периоды совместной игры должны чередоваться с периодами самостоятельных занятий ребенка. • Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процедур? Если ребенок привык к тому, что за него все делают взрослые, родителям необходимо поощрять любое стремление малыша сделать что-то самостоятельно, поддерживать его желание самостоятельно есть, одеваться и пр. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят и безучастно ждут, когда воспитатель начнет одевать их, а другие без всяких приглашений пытаются одеваться самостоятельно. Такую же картину можно наблюдать и за столом, и на игровой площадке. Общая пассивность ребенка, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, оденут, приласкают его, поиграют с ним не должны остаться вне поля зрения родителей и воспитателей. • Как ребенок относится к посторонним взрослым? Если ребенок пугается их, плачет, пытается спрятаться за маму, отказывается от общения с ними, можно посоветовать родителям расширить круг общения малыша. Лучше заранее подготовить его к встрече с новыми людьми, для чего можно приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверие к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее и лучше привыкнуть к новому окружению в яслях. • Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников? Если малыш испытывает трудности в этой сфере, родителям следует почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению друг к другу, организовывать несложные игры, помогая налаживать совместную деятельность и улаживая конфликты. В случае, если ребенок испытывает значительные трудности во всех сферах, лучше всего посоветовать родителям повременить с поступлением ребенка в дошкольное учреждение и в течение нескольких месяцев уделить специальное внимание его развитию по данным направлениям. |
Вы никак не можете понять, с чего все начинается. Вроде бы только что эти милые создания играли в одни и те же игрушки, смеялись, прыгали, веселились и так нежно общались друг с другом, что казались самыми лучшими друзьями на свете. И вдруг - слезы и крик на весь дом. В одно мгновение дружба исчезла без следа, и перед вами предстали вопящие и сопящие чада, которые не хотят ничего слушать, а только мечтают о том, чтобы побольнее ударить по носу лучшего друга или ущипнуть за щечку подружку.
Вам приходится приложить немало усилий, чтобы растащить разъяренных детишек в разные стороны и удержать их от дальнейшего выяснения отношений (к своему ужасу, вы понимаете, что им страшно хочется додраться, докусаться и доцарапаться). Естественно, вслед за этим вы переводите дух и делаете вывод, что в этой компании вам уже не придется приятно провести время. Но... не проходит и нескольких минут, как непримиримые враги снова начинают играть вместе и щебетать как ни в чем не бывало. Зачастую в таких ситуациях взрослые чувствуют себя задетыми: ведь только что они были напуганы и озадачены бурным поведением детей, отнеслись к ссоре серьезно, а оказалось, что эта вспышка яйца выеденного не стоит!
Так нужно ли обращать на нее внимание, тратить силы и терять нервы? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, поскольку ссоры бывают разными.
Несомненная выгода
Ссоры между детьми могут быть продолжительными и утомительными как для самих малышей, так и для окружающих их взрослых, но настоящая враждебность присутствует в них далеко не всегда. Обычно детские конфликты быстро привлекают внимание взрослых, и поэтому малыши часто неосознанно пользуются ими для того, чтобы что-нибудь получить от взрослых.
· Я не могу выйти из квартиры даже на минуту – мои сыновья сразу же начинают ссориться! – жалуется Марина. Я так боюсь оставить их одних, даже не знаю, что делать. Наверное, придется сидеть дома и отложить все свои дела на потом». Попробуем разобраться в этой ситуации. Сыновья Марины (которые не могут прожить без нее и секунды) с удовольствием занимаются своими делами, когда она бывает дома, и чаще всего не вовлекают ее в свои игры.
Получается, что ссоры им «нужны» только для того, чтобы продемонстрировать, что без помощи мамы они не справляются со своими отношениями. В результате малыши добиваются своего: мама полностью оказывается в их распоряжении.
· Мои дочери замечательно ведут себя со всеми взрослыми, - рассказывает Лена, - но как только они остаются со мной, начинается настоящее светопреставление! Они ни в чем не уступают друг другу, и чем больше я пытаюсь их помирить, тем больше они ссорятся. Девочки как будто раздирают меня на части: каждая из них тянет в свою сторону, доказывая, что она хорошая, а другая плохая. Я чувствую себя никчемной матерью и боюсь, что у моих дочерей сложатся плохие отношения друг с другом». Вам не кажется, что в этой ситуации девочки пытаются выяснить отношения с мамо