развивающей среды детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в семье.
(рекомендации министерства образования Российской Федерации
от 15-03 2004г. № 03-5)
1. Игрушки и материалы.
1.2 Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
2. Возрастная адресованность
2.1 Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до 1 года они не рекомендуются).
3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:
3.1.Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.
3.2.Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.
3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.
3.4.Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.
3.5.Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:
— полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);
—дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);
—эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);
—соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.
5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.
5.1.Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.
5.2.Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
5.3.В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.
5.4.Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах и т. д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, «кричащих» тонов.
5.5.В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:
• сюжетные игры и игрушки:
—игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
—игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
—различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
• игры с правилами:
—мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т. п. — на физическую компетенцию;
—детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т. п. — на умственную компетенцию;
—настольные игры типа «гусек» и «лото» — на удачу (шансовые).
5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки. К ним относятся:
—пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;
—настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
—материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.
Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.
5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:
—мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс — для развития быстроты двигательных реакций;
—набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. — для развития координации и ловкости;
—различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) — для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
— эспандеры, гимнастическая палка и др. — для формирования правильной осанки ребенка.
При наличии «стационарного» оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.
6.При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми; например, шнур можно использовать для «заправки» автотранспорта, шишки и камешки — для игры в «Магазин» и т.д.).
7.Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.
8.Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.
9.Взрослым очень важно поддерживать игры детей и, по возможности, принимать в них участие.
педагог-психолог I кв. категории МДОУ № 120
Воспитание ребенка в семье: правила
не выделять ребенка как маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в семейном коллективе;
не ставить ребенка в особое положение: первый кусок, лучшее место способствуют воспитанию эгоистических наклонностей;
уметь отказывать ребенку твердо и решительно, если заметно, что его желание превышает возможности семьи или нарушает удобства старших;
учить ребенка считаться с интересами и желаниями старших, не нарушать их труда и отдыха;
относиться к ребенку, как к равноправному члену семейного коллектива, с уважением (выслушивать его мнение, предоставлять ему возможность принимать участие в семейных советах и т. п.);
закрепить за ребенком постоянный круг обязанностей и неотступно следить за их выполнением. Приучать его проявлять заботу о старших, упражнять в этом, давая конкретные поручения («Спроси, как чувствует себя больной, не надо ли ему что?», «Проводи бабушку до лифта, открой ей дверь», «Играй тихо — взрослые отдыхают», «Эту половину съешь сам, а эту оставь сестре» и т. п.);
учить ребенка быть общительным, доброжелательным со взрослыми и сверстниками; учить делиться игрушками, лакомствами с другими детьми и старшими;
присмотреться к своему ребенку — обладает ли он качествами общественности (может ли по собственному побуждению уступить удобное место кому-либо из взрослых; умеет ли проявлять заботу о старших членах семьи без вашего напоминания, разделять общесемейные радости и огорчения и, др.).
не злоупотреблять запрещениями; запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда запретов слишком много и они отдаются по мелочам, ребенку трудно усвоить, что можно, а что нельзя;
быть последовательными в своих распоряжениях: дав наказание, не отменять его;
не злоупотреблять нотациями и нравоучениями, ребенок не всегда способен понять их;
если ребенок не выполнил распоряжения, прежде выяснить причину (не понял вас, не слышал, потому что заигрался, или уклонился от повиновения преднамеренно). Выяснение причины поможет выбрать правильное решение в подходе к ребенку;
добиваться от ребенка осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением родительской власти приучит его вести себя, как надо, лишь в вашем присутствии, а когда вас нет, он будет поступать, как ему заблагорассудится;
контролируя выполнение ребенком распоряжений взрослых, надо быть тактичными;
грубое слово, насмешка ранит ребенка, вызывает сопротивление указанию старших. Хороший воспитатель никогда не дает указаний раздраженным или повышенным тоном, но добивается послушания.
приказать ребенку уважать себя невозможно; уважение завоевывается всем образом жизни, отношением к людям, к труду, общественным положением;
соблюдать последовательность в требованиях к ребенку. Прежде чем спрашивать с него, надо быть уверенным в справедливости и обоснованности своих требований; не отменять решений, это допустимо лишь в исключительных случаях;
правила, предъявляемые к ребенку, должны соблюдаться всеми членами семьи: если ребенок видит, что родителям можно, а ему нельзя, невозможно добиться желаемых результатов в воспитании;
в выборе способов воздействия на ребенка всегда начинать с мягких мер, и только в исключительных случаях прибегать к более сильным раздражителям.
Детские капризы – как их избежать
- четкий режим и содержательная жизнь ребенка — основное условие формирования положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов;
- маленького ребенка легко отвлечь, умелое переключение его внимания содействует прекращению капризов;
не говорить при ребенке, что он капризен;
- не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа. Ребенок либо перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться при условии, что за это получит вознаграждение;
- не забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов семьи, должно «поддерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у, мамы или папы;
Детские капризы — результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных детей.
Воспитание детей родителями.
Рекомендации родителям по воспитанию детей от А.С. Пушкина
Воспитание детей родителями, семья – важнейшее, с чего начинается формирование характера маленького человечка. Многим хорошо известно стихотворение всего из шести строк и обращения, написанное некогда А.С. Пушкиным в альбом мальчика 7 лет от роду, звали которого Павлуша Вяземский. Шутливые строки легкого экспромта вылились в мудрость главных советов для ребенка и правил в воспитании детей родителями.
Душа моя, Павел. Отношения с детьми и воспитание в первую очередь строятся на глубокой любви и уважении. Ласковые и мягкие слова нежности – это поддержка для ребенка, однако общение должно строиться как общение на равных с полноценным членом семьи и общества, что требует определенной сдержанности в эмоциях и чувствах. Определяя для себя роль родителей в воспитании детей, помните о том, что ребенок сам себя никогда не считает «еще маленьким», наоборот – он всегда видит себя «уже большим», именно таким и должно быть восприятие его мамой и папой. Особенно это важно для мальчика. Так семилетний ребенок в глазах Пушкина при всей нежности первого обращения слышит свое имя в полном звучании, серьезно, уважительно, чуть строго с точки зрения почтения к маленькому человеку.
Держись моих правил. При воспитании детей родителями нормы общества, о которых постепенно узнает от вас ребенок, должны подаваться не как указания или запреты, а именно как правила, установленные не только для него, но и для вас. Пример родителей – показательная основа для воспитания детей, мама и папа не указывают и не решают за своих сыновей и дочерей, а лишь задают направление.
Люби то-то, то-то. Воспитание детей родителями начинается с любви, не с минусов, запретов и «нельзя», а с советов, открытий, плюсов, положительных сторон.
Не делай того-то. «Не делай» - одно из правил для взрослых, а не один из пунктов в списке, придуманном специально и исключительно «для маленьких». Это не запрет, просто «того-то» не стоит делать, так как это не принято в обществе и больших, и маленьких, именно этого требуют правила, установленные для всех.
Кажись, это ясно. Все то, чего мы хотим от детей, должно быть им ясно и понятно, представлено по-возможности максимально простым, логичным, естественным. В обязанности родителей по воспитанию детей в первую очередь входит разъяснений ситуаций, событий, норм, краткое и подчеркнуто простое. Обращайте внимание ваших детей на то, что они и сами понимают, разумность тех или иных правил или требований. Говорите своим «малышам» о том, что для этого они уже достаточно взрослые и не нуждаются в длинных нотациях и разъяснительных беседах, что им легко будет соблюдать нормы и прислушиваться к пожеланиям, так как они умны и сообразительны. Когда темпы развития ребенка и его способности родители оценивают достаточно высоко (не переоценивая и постоянно восхищаясь, а уважая и держась с ним наравне), он начинает чисто автоматически стремиться соответствовать высокой планке, показать, что он действительно умный, серьезный, ответственный и взрослый. Так воспитание детей родителями становится естественным и ненавязчивым.
Прощай, мой прекрасный! Как бы мы ни любили своих детей, воспитание детей родителями – это не работа смотрителя и неизменного верного человека-страховки, который всегда держит за обе руки. Мама и папа должны быть поблизости, чтобы к ним всегда можно было обратиться, если в том появится необходимость. Но окружать ребенка чрезмерной опекой не стоит. Он должен и общаться со сверстниками, и совершать какие-то ошибки, и делать собственные открытия. На все это у него есть полное право. Для формирования индивидуальности необходимо накопление собственного багажа, опыта и наблюдений – позвольте это вашим детям, не ограничивая чрезмерно их свободы. Дети быстро растут, быстро взрослеют, быстро становятся самостоятельными, но это не делает для них вас менее важными. Не тревожьтесь за них явно и постоянно. Разговор, беседа, совет, а далее – их выбор и их действие.
Резюмируя значения стихотворных строк А.С Пушкина,
мы получим следующие главные рекомендации в воспитании детей родителями:
- Ваша любовь и умение научить любить хорошее и воздерживаться от плохого.
- Уважение и отношения на равных как со взрослыми.
- Простые и ясные правила для ваших детей, которым следуете и вы. Ваш собственный пример.
- Простота объяснений.
- Ненавязчивость и возможность для формирования собственного мнения и разумного выбора вашими детьми.
Идеальное воспитание детей родителями – это умение объединить любовь и уважение в отношения равноправные, близкие и дружеские.