Среда, 18.12.2024, 17:49
Приветствую Вас, Гость

01:06
О готовности детей к школе

Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Разные ученые-исследователи и практики включают разные компоненты

Под интеллектуальной зрелостью понимают определенный уровень развития восприятия, включающий умение выделять фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возмож­ность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что пони­маемая таким образом интеллектуальная зрелость в су­щественной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность дли­тельное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое пове­дение законам детских групп, а также способность испол­нять роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Для изучения готовности к постоянному обучению в школе выделяют несколько параме­тров психического развития ребенка, наиболее существен­но влияющих на успешность обучения. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы уче­ния, (т.е те причины, ради чего ребенок хочет пойти в школу), достаточное развитие произвольного поведения и ин­теллектуальной сферы. Всем понятно, если человек чего-либо не хочет, его не заставишь через силу заниматься этим делом. Соответственно, мотивационный план признается наиболее важным в психологи­ческой готовности ребенка к школе. Были выделены две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему об­щественных отношений»;

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной дея­тельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного учеными «внутренней позицией школь­ника» Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школь­ного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Обсуждая проблему готовности к школе, следует отметить следующие умения, которые необходимы для успешного начала школьного обучения:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему тре­бований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Кроме указанных составляющих психологической го­товности к школе выделяется дополнительно еще одна – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отра­жает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Для успешного овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Подводя итог всему сказанному, перечислим психоло­гические сферы, по уровню развития которых судят о пси­хологической готовности к школе: аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая.

 

Категория: Страничка психолога | Просмотров: 525 | Добавил: МДОУдс120 | Рейтинг: 0.0/0