01:06 О готовности детей к школе | |
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Разные ученые-исследователи и практики включают разные компоненты Под интеллектуальной зрелостью понимают определенный уровень развития восприятия, включающий умение выделять фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Для изучения готовности к постоянному обучению в школе выделяют несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, (т.е те причины, ради чего ребенок хочет пойти в школу), достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Всем понятно, если человек чего-либо не хочет, его не заставишь через силу заниматься этим делом. Соответственно, мотивационный план признается наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе. Были выделены две группы мотивов учения: 1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»; 2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного учеными «внутренней позицией школьника» Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. Обсуждая проблему готовности к школе, следует отметить следующие умения, которые необходимы для успешного начала школьного обучения: - умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; - умение ориентироваться на заданную систему требований; - умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; - умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе выделяется дополнительно еще одна – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Для успешного овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух. Подводя итог всему сказанному, перечислим психологические
сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе:
аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая.
| |
|