17:59 Об адаптации ребенка к условиям детского сада | |
Адаптация — процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, гигиенические навыки – чистота, свежий прохладный воздух в помещении, спокойные взаимоотношения членов семьи – это и многое другое не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад. У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, условий воспитания в семье. Фазы адаптационного процесса: ■ острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 мес.); ■ подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 мес.); ■ фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Для каждой семьи острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. В связи с этим говорят о трех вариантах адаптации (Р.Р. Калинина): ■ легкая адаптация — поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней; ■ адаптация средней тяжести — в течение месяца; ■ тяжелая адаптация — требуется от 2 до 6 месяцев. Приемы, облегчающие ребенку утренние расставания v Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться. v Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите. v Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял. v Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное. v Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку. v Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами. | |
|