Среда, 18.12.2024, 18:16
Приветствую Вас, Гость

00:32
Развитие речи ребенка

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Развитие речи, включает умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д.. Основой формирования речи ребенка являются фонематический слух и звуковой анализ.

Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки речи, т.е. умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова. Он является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Без развитого фонематического слуха речь не будет полноценной.

 Кроме этого, готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Под звуковым анализом понимается:

  • определение порядка слогов и звуков в слове,
  • установление различительной роли звука,
  • выделение качественных основных характеристик звука.

Таким образом, фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая.

Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. И, наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения (дети коверкают услышанные звуки). Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой - с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают, поэтому очень важно, чтобы дети слышали правильную речь от взрослых.

Таким образом, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 

По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

Эти способности формируются у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Если у ребенка вышеперечисленные способности недостаточно развиты, в школе ребенок будет испытывать сильное затруднение в освоении устной и письменной грамоты (бедный словарный запас, неразвитость связной речи, трудности с усвоением грамматического строя, артикуляции и дикции).

 При чтении у детей, с которыми не проводились занятия по развитию фонематического слуха и обучению звукового анализа, наиболее типичны следующие ошибки:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, звонких - глухих)
  • побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
  • искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:

  • замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в их стечении;
  • слияние слов на письме;
  • раздельное написание частей одного слова;
  • пропуски, наращения или перестановки слогов;
  • орфографические ошибки.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому очень важен предупредительный подход к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп либо индивидуальных занятий с логопедом.

Тренировать фонематический слух можно уже с годовалого возраста. Упражнения выполняются по принципу – от простого к сложному.

Задания на выделение первого звука, узнавание слов на заданный звук, договаривание рекомендуется выполнять с 4 лет. Рекомендации можно получить у узких специалистов - психолога, логопеда.

При этом очень важная роль отводится правильному произношению  взрослыми в окружении детей. Только при чётком, правильном произношении, возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой.

При самостоятельном обучении ребенка чтению очень важно соблюдать правильное название букв. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Поэтому лучше, если заниматься обучением чтению будет грамотный специалист.

 По материалам интернета, методической литературы.

Прикрепления: Картинка 1
Категория: Советы логопеда | Просмотров: 750 | Добавил: МДОУдс120 | Рейтинг: 0.0/0