Примерные требования к содержанию
развивающей среды детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в семье.
(рекомендации министерства образования Российской Федерации
от 15-03 2004г. № 03-5)
1. Игрушки и материалы.
1.2 Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
2. Возрастная адресованность
2.1 Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до 1 года они не рекомендуются).
3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:
3.1.Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.
3.2.Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.
3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.
3.4.Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.
3.5.Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:
— полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);
—дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);
—эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);
—соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.
5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.
5.1.Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.
5.2.Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
5.3.В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.
5.4.Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах и т. д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, «кричащих» тонов.
5.5.В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:
• сюжетные игры и игрушки:
—игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
—игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
—различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
• игры с правилами:
—мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т. п. — на физическую компетенцию;
—детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т. п. — на умственную компетенцию;
—настольные игры типа «гусек» и «лото» — на удачу (шансовые).
5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки. К ним относятся:
—пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;
—настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
—материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.
Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.
5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:
—мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс — для развития быстроты двигательных реакций;
—набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. — для развития координации и ловкости;
—различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) — для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
— эспандеры, гимнастическая палка и др. — для формирования правильной осанки ребенка.
При наличии «стационарного» оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.
6.При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми; например, шнур можно использовать для «заправки» автотранспорта, шишки и камешки — для игры в «Магазин» и т.д.).
7.Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.
8.Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.
9.Взрослым очень важно поддерживать игры детей и, по возможности, принимать в них участие. |